Соборность → Державность → Народность

ВЫПУСК № 1.5 (Концепция СНГЕР – часть №5)

Концепция соборного народно-государственного единства России

2021 г. г. Владивосток

Достояние России
5
Вертикаль власти: полномочия – от Бога, сила – от народа

«Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… А леность – мать всему дурному: ленивый что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе.»

Владимир Мономах,
Великий князь Киевский,
XII в.

«Никому не подвластен, кроме Христа, сына Божия.»

Иван (Иоанн) IV Васильевич (Грозный),
великий князь московский и всея Руси,
первый венчаный царь всея Руси,
XVI в.

«Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится.»
«Бог на небе, царь на земле.»
«Божьи дела проповедуй, а тайну цареву храни!»
«Что Бог, то Бог, а свята и воля Царская!»
«Не царь гнетет народ, а временщик.»
«Кого милует Бог, того жалует и царь.»
«Правда Божья, а суд царев.»
«Суд царев, а правда Божья.»
«Виноватого Бог простит, правого царь пожалует.
«Свой ум – царь в голове.»
«Одна голова хорошо, а две – лучше.»

Народные мудрости

«Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.»

Фёдор Иванович Тютчев,
русский поэт,
философ,
госслужащий,
13 августа 1955 г.

«Русское государство имеет те неоспоримые преимущества перед другими странами, потому что оно напрямую управляется Богом, иначе невозможно понять, как оно существует.»

Христофор Миних,
генерал-фельдмаршал,
граф,
XVIII в.

Этому русскому немцу было с чем сравнивать. Служивший по инженерной части во французской, немецкой и польско-саксонской армиях, заслуживший в Германии звание полковника, в Польше – генерал-майора, получил благодарный отзыв от Петра I на представленный план нового укрепления Кронштадта: «Спасибо Долгорукову, он доставил мне искусного инженера и генерала».

Графа Миниха сложно заподозрить в поверхностном взгляде на Россию. За 46 лет службы у восьми императоров Российских познавший царскую милость и гнев; состоявший в должностях генерал-губернатора Петербурга, Ингерманландии, Карелии и Финляндии; ни разу не уличённый в казнокрадстве активный строитель Санкт-Петербурга, каналов, крепостей и балтийских портов; реформатор русской армии и непобедимый фельдмаршал; родоначальник инженерных войск России и первый покоритель Крыма; приговорённый к смертной казни с заменой её на двадцатилетнюю ссылку в Сибирь; ставший потом губернатором Сибирским; в 84 года так и не получивший запрошенную отставку и представший перед Господом прямо с государевой службы. Да, этот галантный на балах кавалер и упрямый солдафон на поле брани, говоря о прямом Божьем управлении Россией, знал, о чём говорит.

Но если, не смотря на все эти достижения, мы отнесём его даже не умо –, но душе – заключение из реальности жития-бытия в область художественно-литературной метафоры, то что мы будем делать с историческим фактом обретения иконы Державной Божьей Матери именно 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола последнего императора Российского? Особо символично, что обретение и продвижение Державного образа к святителям и правителям состоялось через народ. Образ Богоматери явился во сне Евдокие Адриановой, самой простой крестьянке слободы Перервы Бронницкого уезда. И отец Николай Лихачев, настоятель Вознесенского храма в Коломенском, куда по наказу Богоматери пришла Евдокия, не отнёсся к её словам как к глупостям необразованной женщины, а приложил вместе с ней усилия и почерневшая икона была найдена в запасниках церкви. Чтобы воссиять во всей своей Державной красе и пресущную традицию правления Соборной Цивилизацией Россия продолжить.

В чём суть этой традиции, ведущей Русь, Россию из века в век к её славе и величию?

Во главе русского мироощущения и мировоззрения о Жизни во Вселенной, и во главе всей правовой (официальной государственной и неофициальной бытовой) системы единства «жили-были» и соотношения баланса «добро-зло», «хорошо-плохо», «правда-кривда», «ясно-мутно», «честь-нечисть» и т.д. находится предвечный принцип, олицетворённый мудростью народной: «Правда живет у Бога». Что вполне закономерно: именно создатель системы (субъект управления) определяет и цель этой системы и всё её строение: количественно-качественные характеристики, состав элементов, правила взаимодействия их друг с другом, объединяющая и управляющая энергия системы. Всё, что обеспечивает эффективную жизнедеятельность системы по достижению поставленной перед ней цели – это хорошо и правильно. Всё, что мешает – это плохо и вредно. Создателем Вселенной является Бог. Он, как Субъект Управления этой системой, и определяет баланс «хорошо-плохо».

Более того, на этой методологии с главенствующим принципом «Правда живёт у Бога» построена вся система и смыслообразование русского языка. Здесь у каждой буквы есть свой смысл-образ, из которых складываются смыслы-образы ключевых понятий.

В русском мироосознании «я имею право делать…» – означает «я обязался перед Богом и людьми сделать…», то есть взял на себя ответственность воплотить заповеди Бога в своих земных и душевных трудах: «Жить – Богу служить».

«Право», как юридическая система – это уклад возможностей и обязанностей людей в государстве по воплощению заповедей Бога в своих земных и душевных трудах: «Всяк про себя, а Господь про всех».

«Справедливость» – это ведание-знание Божьей правды и того, как она должна воплощаться на земле: «Воля Божья, а суд царев».

«Государство» – это система общественных взаимоотношений, закреплённых в юридически-правовой системе, имеющих целью реализацию Заветов Бога – Государя – Господаря нашего на определённой территории (в стране). Здесь в одном понятии слились высшее господство Бога и земное правление царя, духовный и мирской суд, дары небесные и земные: «Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом».

«Править», «управлять» – это не про властвовать, а про исправлять, приводить дела земные в соответствие с заповедями Божьими: «Добрым путём Бог правит», «Бог не в силе, а в правде». И только поэтому и именно для этого правитель получает право властвовать, то есть волю свою, согласованную с Волей Бога, прилагать мотивом своих действий: «Царь – от Бога пристав». Со всеми закономерными последствиями: «В слепом царстве кривой царь», «За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует», «Коли царь Бога знает, Бог и царя и народ знает».

Чем руководствоваться правителям в своих делах? Естественно, той самой объединяющей и управляющей энергией, что заложена Богом в Мироздание. Как известно, «Бог есть Любовь» (1 послание Иоанна, 4:7-8). Следовательно, Любовь – это и есть энергия, объединяющая всё Мироздание в единую систему и управляющая этой системой. Отсюда соборное качество Любви Бога принимается к реализации в земной жизни православной церковью и государством Российским. Церковью Соборной с патриархом во главе: для всех прихожан Русской православной церкви во всех странах мира. Россией Соборной с царём во главе: для всех своих подданных всех национальностей, какой бы веры или культуры они ни придерживались: «Где ни жить, одному царю служить».

Это заповеданное Богом и подтверждённое в народной мудрости народно-государственное единство нашло своё олицетворение и в официальных традициях.

Венчание. Царь венчается на царство, становится отцом государства как семьи. Отсюда отношения царя и народа более семейные, чем формально юридические. Отсюда основа государства – семья. В семье выше закона – любовь, выше права – милость, а выше справедливости – прощение: «До милосердого царя и Бог милостив».

Помазанник. Царь является первопризванным и первоответственным из всего народа реализатором в государстве Заповедей Божьих: «поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя» (Втор. 17:15). Поэтому только при царском венчании осуществляется такое же миропомазание, как и при крещении. Предназначение этого повторного таинства: через миропомазание царю подаются особые дары Духа Святого для облегчения его доли и укрепления в милосердной мудрости в деле управления государством: «Сердце царево в руке Божией», «Одному Богу государь ответ держит».

Престол. После венчания царь восседает на престол. Престол – это символ Божьей власти. Восседающий на престоле – это наместник Бога, призванный к исполнению полномочий по реализации Его Воли на земле: «Не по нашему хотенью, а по Божью изволенью». Красота убранства престола – это не красота земного царства или символ царского всевластия, вседозволенности. Это символ великолепия (великой красоты) Божьего бытия. И дело-полномочия царя – приземлить великолепие бытия в государственное житие: «Он (Бог) поставил тебя царем над ним (народом) – творить суд и правду» (2 Пар 9:8). Только через это служение царь, государство и народ благо-получают дары земные и небесные: «поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Втор. 5:32-33); «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23).

Патриарх. Само это понятие означает праотец, мудрый и уважаемый глава семейства. Патриарх Русской Православной церкви – предстоятель, первый стоящий перед Богом, держащий ответ пред Ним за дело служения всей церкви православной.

Патриарх и царь – святитель и правитель, перво-званые к служению Господу и перво-держащие (за себя и за Россию) пред Ним ответ за реализацию полученных от Него полномочий по миро-устройству не империи, а Цивилизации «Россия».

Образ-символ. Герб России – двуглавый орёл византийский – олицетворяет (делает видимым смысл) собой соборной (на любви) симфонии (согласованности) священства, правителя и народа в верности служению заветам Бога. Соборный двуглавый герб России является образом-идеей глобального объединения разных народов, наднациональным образом идеального мироустройства Российской Империи. Это идеология не национального государства, а миро-устройства, Живой Образ-Идея устройства Соборной Цивилизации «Россия».

Инфраструктура. Соборные площади России – это градостроительная традиция приземления на местах глобального идеального образа государства. Основные элементы Соборной площади России: духовный собор (общий безприходской храм), здание администрации правителя (губернатора или градоначальника). В национальных территориальных образованиях Российской Империи возможно наличие на Соборной площади собора традиционной национальной религии: соборной мечети, буддийского храма.

Зачастую ещё одной границей Соборной площади становились торговые ряды, как показатель получения народом материальных даров за верность служению заветам Бога. Соборная площадь – место проведения главных, наиболее торжественных и радостных духовных и светских народных мероприятий: крёстный ход, военный парад, торговая ярмарка (приурочивались к радостным событиям религиозного и светского календаря).

Одной из старейших Соборных площадей и самой главной в России является Красная площадь в Москве. Окаймление площади – инфраструктура соборности: Московский кремль – административная крепость России, Собор Покрова Пресвятой Богородицы (собор Василия Блаженного), Собор Казанской иконы Божией Матери, Воскресенские ворота, Государственный исторический музей, Дом губернского правления, Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды.

Словно повторяя обряд царского миропомазания, внутри кремля есть ещё одна, «внутренняя» Соборная площадь, расположенная на высшей точке кремлёвского холма: Большой Кремлёвский дворец, Грановитая палата (место заседания Боярской Думы и Земских соборов), Патриарший дворец (палаты) с церковью Двенадцати апостолов, Собор Успения Божьей матери (главный собор Московского Кремля, храм венчания на царство русских князей и царей, усыпальница русских иерархов), Собор святого Архистратига Михаила (усыпальница всех великих князей и царей до Петра I), Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (домовой храм царской семьи), Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы (церковь Ризоположения, молельня московских митрополитов, домовая церковь патриархов). Внимая названиям соборов, становится понятно, почему после отречения от престола Николая II была обретена икона Державной Богоматери.

Самой молодой Соборной площадью России становится центральная площадь во Владивостоке благодаря строительству Спасо-Преображенского кафедрального собора напротив здания администрации Приморского края.

Как крестьянин без земли, как кузнец без кузни, как семья без детей, так святители и правители без народа – бобыли да пролетарии. Свой державный ответ перед Господом, свою службу несут не только первопризванные и предстоящие, но весь державный народ, все эти русские: русские, немцы, буряты, аварцы, армяне, белорусы, евреи, калмыки, тувинцы…, – вся наша семья почти двухсот национальностей. Без этой державной народной, церковной и государственной ответственности на службе Богу устроение Соборной Цивилизации «Россия» просто невозможно: «Народ тело, царь голова». Соборная Цивилизация Россия – это государство-семья служилых людей, сведущих и в ратном деле и в мирном труде. Наверное, самым ясным примером силы народной является исторический факт, что благодаря народному движению от Урала до Аляски государство Российское не превратилось в колонизаторскую империю, а приобщило к Русской Цивилизации территории в десятки раз превосходящие всё ранее завоёванное под руководством князей и царей московских. Приобщило и взяло под свою защиту проживающие на этой земле народы. И стала Россия крупнейшей в мире страной благодаря такому единству народно-государственного служения Богу-Любви и Софии-Мудрости.

Каков же главный критерий оценки успешности семейной службы святителей, правителей и народа заложен в нашу систему Соборная Цивилизация «Россия»? Прямой ответ на это есть и в Ветхом и в Новом Завете:

«Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.»

Втор. 15:11

«Чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его.»

Втор. 17:20

«Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдой утверждается престол.»

Притч. 16:12

«Укрой изгнанных, не выдай скитающихся. Пусть поживут у тебя мои изгнанные моавитяне, будь им покровом от грабителя, ибо притеснителя не станет, грабеж прекратится, попирающие исчезнут с земли. И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давида, судья, ищущий правды и стремящийся к правосудию.»

Ис. 1:3-5

«Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.»

Мф. 25:34-36

«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»

Мф. 25:40

Именно это высшее проявление созидающей Мироздание энергии Божественной Любви «душу свою положить за други своя» вошло в русский народный архетип и быт: «Сам погибай, а товарища выручай!». Именно поэтому на груди нашего соборного двуглавого орла утвердился Георгий Победоносец – покровитель воинства, верного защитника слабых. Именно эта защита угнетённых и помощь всем народам в национальном развитии делает цельной и непрерывной всю нашу историю, соединяя Древнюю Русь, Российскую Империю и Советский Союз.

Не случайно столь богато делами в рамках «государственного благодеяния» «Императорское человеколюбивое общество». Вот что говорил 16 мая 1802 годаАлександр I в повелении «составить особое благотворительное общество»: «Надлежит искать несчастных в самом жилище их в сей обители плача и страдания. Ласковым обращением, спасительными советами, всеми нравственными и физическими способами стараться облегчать судьбу их; вот в чем состоит истинное благодеяние!». 1

Человеколюбивое общество – это была, наверное, одна из первых сетевых структур. К 1916 году она охватывала обе столицы и 37 регионов. Кроме благотворительности, сеть осуществляла различные виды хозяйствования, включая коммерческую деятельность: 278 заведений, в том числе 73 «учебно-воспитательных», 80 богаделен, 41 дом бесплатных и дешевых квартир, 3 ночлежных приюта на 1 500 человек, 10 народных и 1 студенческая столовая (каждый день – 3 000 человек), 33 медицинских учреждения (ими пользовались более 250 тысяч человек). В Обществе работают и ему жертвуют более 10 тысяч человек.

Дотошность и публичность в расходе чужих средств до копейки – это тоже урок Человеколюбивого общества.

И именно эта наша служилая миссия Любви сегодня востребована и ожидаема всем миром как никогда ранее. Именно об этом мысль и этому посвящен земной путь Александра Сергеевича Панарина: «Наша русская идея, требующая реабилитировать слабого и вернуть ему человеческое достоинство, – это всемирно-историческая идея. И ей нет альтернативы, если человечество не хочет погибнуть».

Так в державном на любви, единстве церкви, государства и народа образуется Соборная Цивилизация «Россия», живым Образом которой является герб и флаг России.


1 Благотворительная Россия. Т. 1, Ч. 1 – СПб.: Изд. кн. О.Ф. Имеретинской и П.И. Лыкошина,1901. C. 213. Цитируется по Якову Миркину. Человеколюбивое общество: А ведь это про нас… Журнал «Родина», 2 (221), 2021,
(дата обращения по ссылке: 13.02.2021).


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.