ГЛАВНАЯ > 2.01.2 ОСНОВНОЕ о КООПЕРАЦИИ > Рождение КООП-движения в прежней и современной России

СПЕЦВЫПУСК № 1.1

(ВВОДНАЯ ЧАСТЬ №01 от 12.02.2022 – знакомство с автором книги и презентация одноимённой лекции «КООПерация – третий путь» по линии общественно значимых мероприятий Общественного движения КООПераторов (ОДК))

Владимир Георгиевич Егоров

ЭПИГРАФ от автора заметки:

Век живи – век учись
КООПеративному делу
настоящим образом! Раз!

Рождение КООП-движения в прежней и современной России

Расшифровка аббревиатуры, толкование некоторых понятий и терминов, используемых в представленном выступлении:

  • Коннота́ция – сопутствующее значение языковой единицы. Коннотация включает дополнительные семантические или стилистические функции, устойчиво связанные с основным значением в сознании носителей языка. Коннотация предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. Коннотации представляют собой разновидность прагматической информации, отражающей не сами предметы и явления, а определённое отношение к ним.
  • Патернали́зм (патерналистский) – (от латинского слова paternus – «отцовский, отеческий»)  система отношений, при которой власти обеспечивают базовые потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного характера. Патернализм – система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим. Патернализм во внутригосударственных отношениях – принципы и практика государственного управления, построенного по образу контроля государства над людьми (аналогично контролю отца над детьми в патриархальной семье). Патернализм в трудовых отношениях (в некоторых странах) – система дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счёт предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения. Патернализм в международных отношениях – опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий.
  • Паупериза́ция – (от латинского слова pauper «бедный, неимущий») – массовое обнищание, обнищание масс из состава трудящихся рабочих, крестьян, интеллигенции.
  • РГТЭУРоссийский государственный торгово-экономический университет – высшее учебное заведение в Москве, существовавшее в период с 2002 по 2014 год. Было образовано путём слияния Московского государственного университета коммерции (МГУК), Московского торгово-экономического техникума и Московского технологического колледжа питания. В РГТЭУ и филиалах обучалось около 70 тысяч студентов. В 2012 ÷ 2014 годах было реорганизовано и объединено с РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Таймкоды с отекстовкой выступления:

(для ускоренного схватывания в ней одним взглядом основных мыслей и упрощённого ориентирования по ходу их изложения при повторных просмотрах и прослушиваниях)

00:00 – Уважаемые коллеги! Прежде, чем говорить о проблемах кооперации, хотелось бы сказать, почему и в связи с чем возникла необходимость моего выступления.

Дело в том что я с удовольствием отмечаю, что сегодня действительно поднимается и зарождается реальное кооперативное самодеятельное движение. Ещё в недалёком прошлом мы с кооперацией не связывали никакой перспективы общественного развития. Отчасти, это является результатом того, что не всегда в нашей новейшей истории кооперация играла позитивную роль. Зачастую за кооперативы выдавали организации, которая в действительности к кооперации не имели никакого отношения. И под этим брендом, что ли, в действительности покрывались, в том числе, и незаконное, и даже может быть криминальные какие-то предприятия.

01:19 – В общем, в результате всякого рода негативных коннотаций в нашем общественном сознании сложилось не очень позитивное представление о кооперации.

И слава Богу настала та эпоха, тот период, когда социальная активность наших граждан вырастает до того уровня, когда действительно возникают первые подлинные кооперативы и рождаются общественное кооперативное движение, которое должно возглавить эту общественную инициативу.

Это очень позитивно. Почему?

01:56 – Потому что сегодня в мире в целом кооперация набирает обороты. На сегодняшний день каждый шестой житель в нашей планеты в той или иной степени связан с кооперацией или является непосредственным пайщиком какого-либо кооператива, или пользуются услугами кооперативных предприятий. И эта кооперативная активность нарастает с каждым днём.

02:26 – Вот в связи с этим возникла необходимость того, чтобы люди, относящиеся к маленькой когорте экспертов в кооперации, КООП-экспертов, каким-то образом высказались по самым злободневным, что ли, вопросам кооперативного движения.

А в ряд таких вопросов сегодня включены основополагающие теоретические какие-то посылы, которые бы дали возможность вообще людям, которые желают присоединиться к кооперации или уже занимаются кооперацией сориентироваться.

03:03 –  А что есть кооперация, чтобы вновь наша отечественное Российское кооперативное движение не зашло в тупик, как было это не раз?

Конечно же, не беру на себя смелость сегодня прочитать систематический курс кооперации, хотя такой курс читал в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ). Читал целый систематический курс кооперации. До этого мои коллеги читали такой курс и в белгородском кооперативном университете и в Российском государственном университете в Московской области. Но, к сожалению, сегодня количество КООП-экспертов в этой отрасли экономической теории резко поубавилось.

03:56 – Да, интерес к этой проблематике до недавнего времени был минимальный. Не могу, конечно, брать на себя смелость сегодня в одном выступление высказать своё мнение по всем основополагающим вопросам кооперативной теории. Нет, конечно. Очень кратко, тезисно отвечу на вопросы, которые сегодня возникают.

04:24 – Ну, вот первый вопрос наш – история потребительской кооперации.

Ещё недавно, беседуя с одним из выдающихся историков кооперации Корелиным Авениром Павловичем (09.11.1933 08.12.2017) , который работал в Российском институте истории Российской Академии Наук (кем в 2009 году написана монография «Кооперация и кооперативное движение в России. 1860–1917 гг.»), мы с ним немножко подискутировали о чём? Уважаемый профессор говорил, что кооперация, и он имел в виду показатели количества кооперативов до революции, имеет такую основательную дореволюционную историю российской кооперации.

05:11 – Хочу сказать, что предметом возражений с моей стороны явилось то, что и в дореволюционное время действительно огромное количество кооперативов по сути не являлись таковыми, а являлись инструментом государства для предотвращения нарастающей пауперизации, обнищания населения.

Вы знаете, что модернизация экономики российской и, в том числе индустриализация и капитализация, происходили в основном, в результате или в большей части патерналистской государственной стимулирующей политики. Поэтому такой форсированный рост российской индустрии, насыщение экономики капиталом, конечно же, должны были иметь свои последствия. И действительно такие последствия проявлялись. И они проявлялись не только в позитивных результатах. Вы знаете, что наша страна вышла в число индустриальных держав, заняла шестое место по уровню промышленного производства уже к началу 20-го века.

06:42 – Однако, имелись и вполне негативные последствия этой форсированной капитализации индустриализации. А именно, если промышленный переворот, например, в Англии случился тогда, когда уже английская промышленность приобрела достаточный масштаб, глубину развития, то у нас эта форсированная индустриализация в крестьянской стране приводила к тому, что раскрестьянинные крестьяне не находили себя в этой индустриальной экономике. Они были обречены. Это раз. Происходила неизбежная пауперизация населения при таком быстром, неестественном росте капиталистической экономики – обнищание. Так вот, с тем, чтобы предотвратить социальный взрыв, который естественно нарастал в этой связи, государство и предпринимало целый ряд шагов, среди которых мы видели и рост государственно-стимулирующей кооперации.

07:58 – Кооперативы действительно плодились как грибы.

Ну, вот, например, можно привести пример фонда промышленника Савы Морозова. Он предоставлял достаточно внушительные суммы на создание кооперативов в крестьянской среде. Эти средства отпускались на приобретение сельхоз инвентаря, на приобретение сортовых семян, скота и так далее.

Но как показали исследования, дальше трёхлетнего срока выбивался только каждый седьмой кооператив. А после пятилетнего срока оставались действующими лишь каждые 15 кооператив. И это только один частный пример. В действительности же такой кооперации, сверху рождённой, было очень много, в том числе и благодаря усилиям, так называемых, энтузиастов кооперативного движения, народнически настроенной интеллигенции, которая, желая блага Народу, убеждала людей в необходимости создания кооперативов даже там, где в этом не было общественной необходимости.

09:27Кроме того, потребительская кооперация, являясь одной из разновидностей общественных организаций естественно привлекала внимания политиков.

Мы знаем много прямых указаний вождя большевиков В.И.Ленина, который тоже говорил о необходимости работы в рабочих потребительских кооперативах с тем, чтобы вот это объединённая большая масса пролетариата была в большей степени привлечена к марксистским, а точнее сказать, к большевистским идеям. То есть кооперативы рассматривались, как средство привлечения масс для политической борьбы. Это вот всё, что касается истории кооперативного движения.

10:22 – В советское время мы тоже имели дело с кооперацией. До хрущёвских времён, до середины 60-х годов, существовала промысловая кооперация, существовала кооперация в виде сельхоз-артелей, колхозов. А после середины 60-х годов существовала потребительская кооперация, объединяемая областными союзами потребительской кооперации и возглавляемая центром Союза кооператоров.

Однако кооперация, включённая в планово-административную систему, мутировала и переставала быть кооперацией, как таковой. Она становилась одной из разновидностей общенародной формы собственности. Именно поэтому в Конституции развитого социализма уже прямо указывалось на необходимость одной общенародной формы собственности – государственной, потому что фактически это было верное отражение реального процесса слияния мутированной кооперативной собственности и государственной общенародный формы собственности, которые по сути уже ничем не отличались друг от друга.

11:48 – Под конец своего существования в Советский период потребительская кооперация являлось просто ещё одной дублирующей товаропроводящей сетью. Она уже не имела смысла кооперативного, как формы самодеятельной организации населения с целью максимального удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах.

Вот таким образом завершаю первый сюжет по истории потребительской кооперации.


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.